XVII век - В июле 1696г. после взятия русскими войсками турецкой крепости Азов, царь Петр I отправился в Азовское море, чтобы выбрать место устройства гавани и крепости. Изучив побережье от реки Самбек до реки Миус, Петр остановил свой выбор на старой Турецкой бухте у мыса Таган-Рог. 12 сентября 1698г. Пушкарский приказ, по указанию Петра I, издал указ о строительстве нового города и сооружении гавани. Крепость, ставшая ядром города, получила название Троицкой на Таганьем Роге. Таганрог закладывался как крепость и база русского военного флота.
XVIII век - После войны с Турцией 1710 года по условиям договора Таганрог должен был быть разрушен, флот на Азовском море держать запрещалось.
В период с 1769 по 1770 годы началось возрождение Таганрогской гавани, судостроительных доков и флота. На старом фундаменте возвели мол, и к восьмидесятым годам XVIII века с присоединением Крыма к России и с переходом военных судов в Севастополь город утратил значение крепости, превратившись в крупный торговый порт.
XIX век - Впервые иностранные суда пришли в Таганрог еще в сентябре 1699 года, но крупнейшим торговым портом Юга становится в начале XIX века. К этому времени Россия развернула интенсивное заселение и освоение плодородных земель, присоединенных в результате русско-турецких войн. Главной задачей стало установление прямых морских торговых связей со странами Ближнего Востока и Южной Европы. Первыми судами в Таганрогской гавани были «Слон», «Верблюд», «Буйвол».
Объемы торговли через Таганрог стремительно возрастали. Экспортировалось зерно, икра, уральское железо, сибирские меха, кожи, лен и многое другое. Ввозились вина, фрукты, ткани, кофе. Главными торговыми партнерами были Греция, Италия, Франция, Великобритания, Турция. Если, например, в 1856 г. в Таганрог прибыло 2670 судов, то в 1860 уже 3421 каботажное судно и больше половины судов отправлялись из Таганрога с хлебом. Таганрог прочно удерживал позиции главного Южного порта Российской империи, превосходя по грузообороту Одессу. Рост грузооборота порта потребовал увеличения числа причалов для обработки судов.
1876 год - Построен Южный мол шириной 1,8 м и длиной 235 м. В этом же году было закончено строительство Северного мола длиной 381 м и шириной 12 м. Во вновь образовавшемся бассейне были построены три причала. Однако малые глубины при подходе судов к порту не позволяли судам грузоподъемностью свыше 1 000 тонн заходить в гавань. В связи с этим был прорыт подходной канал к порту, по которому могли подходить суда с осадкой 3,2 м. (к 1971 году подходной канал был углублен до 5 м и продлен до 19 км).
Во второй половине XIX века быстрыми темпами развивалось строительство железных дорог в России, что ускорило развитие российской торговли, но значительно уменьшило роль водного транспорта в объеме перевозок. Таганрог был вынужден уступить пальму первенства в торговле Одессе и Ростову-на-Дону.
Однако с началом строительства в 1896 году котельного и металлургического заводов, а также благодаря близости города к морскому порту и возможности морских перевозок по Азовскому и Черным морям, Таганрог получил новое звучание в XX веке как промышленный центр Приазовья. Обороты таганрогского порта заметно выросли, и он стал занимать второе место в России по вывозу и шестое место по ввозу товаров.
XX век - В период с 1917 по 1920 годы в ходе революции и гражданской войны, неоднократной смены власти в городе, работа порта практически полностью была парализована. Портовые постройки находились в развалинах, а железная дорога завалена мусором.
В 1920 году Таганрогский порт утратил свой международный статус, поскольку крупные суда не могли зайти в порт, из-за того, что на канале и у причалов в морском порту не велись дноуглубительные работы.
В 1923 году после проведения восстановительных работ в морском порту начали функционировать портовые ремонтные мастерские, в которых ремонтировались суда Таганрогского и других портов Азовского моря.
В период Великой Отечественной войны город и морской порт Таганрог были оккупированы немецко-фашистскими войсками. Большинство конструкций морского порта было разобрано и взорвано оккупантами, гидротехнические сооружения, склады, административно-служебные здания разрушены. Но уже к 50-м годам XX столетия Таганрогский порт возобновил деятельность, начав ремонтировать боевые суда.
Порт стал оснащаться различными средствами малой механизации, портальными кранами «Ганц» грузоподъемностью 5 тонн, «Альбатрос» грузоподъмностью 10-20 тонн. С вводом в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала грузооборот порта стал увеличиваться. В последующие 20 лет в порту было построено четыре новых причала протяженностью от 155 до 220 метров.
В советские годы порт был переведен на обслуживание внутренних линий. Весь поток грузов перевозился на морских судах грузоподъемностью до 4000 тонн. Построен новый пассажирский причал и Морской вокзал. Для размещения грузов построено три крытых склада площадью 5250 кв.м, для грузов открытого хранения построены складские площади 59000 кв.м.
С распадом СССР в 1991 году разрушилась и единая прежде транспортная система. Крупнейшие Южные порты отошли к Украине и Грузии. В этой ситуации Таганрог был вновь открыт для захода иностранных судов. Заканчивается долгий период его изоляции от внешнего мира.
Сегодня Таганрог успешно возрождает славу Южных торговых ворот России. Порт практически полностью ориентирован на внешнеэкономические операции. Его услугами пользуются крупнейшие российские экспортеры металла, угля, сельскохозяйственной продукции. Многие российские и зарубежные эксперты считают, что Таганрог способен стать «сердцем» глобальной транспортной системы, связывающей индустриальную Европу, Россию, Ближний Восток, страны Южной Азии и Северной Африки.
|